тренинг центр тамары томиной

день №9
Творчество

На моих тренингах очень часто возникает одна и та же ситуация.

Вне зависимости от опыта и качества своего пения человек ужасно мучается, если его слышит кто-то кроме преподавателя.

Из-за этого возникают и проблемы с практикой.

– Почему ты не выполняешь домашние задания? – Не могу…
Дома все время кто-то есть! – жалуется Настя, которая уже несколько лет поет в музыкальной группе.

– Мы живем с родителями мужа, и мне как-то неловко репетировать при них.

– А ты не пробовала спросить их, будут они против или нет?
– Мне не приходило в голову…
Как правило, люди, страдающие синдромом Золушки, настолько боятся побеспокоить окружающих, что редко интересуются их мнением на этот счет.

– Для меня огромная проблема упражняться дома, – говорила Женя, обладающая превосходным голосом и занимавшаяся вокалом уже три года.

– Нет, у меня днем обычно никого не бывает. Но я все время переживаю, что меня услышат соседи! Они же не заказывали такого концерта!

– И что будет, если они тебя услышат? До 23 часов вечера ты имеешь право петь, выть и шуметь любым приятным для тебя образом, – замечаем мы.

– Твои соседи делали хоть раз в жизни ремонт?

– Ну да…

– И шума от него, подозреваем, было порядочно. Сверла гудели, молотки стучали?

– Да…

– А они поинтересовались, не будешь ли ты против этого шума?

– Нет.

Они днем его делали…

– Ага, то есть соседи в дневное время имеют право шуметь у тебя над ухом сверлами. А ты не имеешь права петь свои арии?

«Нельзя петь в стол!»
– часто повторяет тренер по вокалу на наших тренингах.

Пение – это публичный вид творчества, как ни крути. Бормотание себе под нос – это отнюдь не вокал.
На самом деле любой вид творчества в какой-то момент требует «выхода в люди».
Творчество – это деятельность, ориентированная на внешний мир.

Оно требует, чтобы его плоды рано или поздно обнародовали – будь то живопись, фотография, лепка или составление коллажей.

Без взаимодействия с реальностью творчество не развивается.

Вы, конечно, можете долго варить свои идеи в маленьком замкнутом мирке собственного разума.

Но их полноценное воплощение невозможно без критического взгляда извне.

Кроме того, творческий процесс не обходится без толики дерзости.

Чтобы создавать что-то новое, нужно осознать, что вас тормозит!

– У меня иногда возникают идеи, которые зажигают. Тут же хочется их записать. А потом думаю:
«Но все это уже наверняка где-то было! У меня все равно не получится лучше, чем сделали до меня!», – делилась со мной Ирина на тренинге по развитию творческого мышления.

«У меня все равно не получится лучше» – типичная мысль для страдающих синдромом Золушки.

Если я не переплюну Толстого, стоит ли стараться?
Точно так же многие говорят про пение.

«Ну, я же все равно никогда не смогу петь, как Монсеррат Кабалье! Какой тогда в этом смысл?»

Человек уже на первых шагах признает свое поражение: не верит, что сможет создать шедевр. А потому он продолжает лишь тихо напевать в своей каморке – для слушателей в виде птичек и мышек.

Я не настаиваю на том, что любое творчество развивается только благодаря уверенности в своих способностях.

Знаю людей, которые активно работают и многого добиваются на таких движках, как комплекс неполноценности, зависть, страх.
Мне эти стимулы не слишком нравятся, потому что мешают получать полноценное удовольствие от творческого процесса.

Но некоторые их используют и не собираются отказываться, возможно, из-за того, что не верят в другие стимулы. Ваше право – выбирать движок, стратегию и способ.

Среди далеких от преподавания людей бытует миф, что вести занятия могут только те, кто уже достиг вершин в своем деле и знает о нем если не все, то почти все.

Это мнение так же далеко от действительности, как я – от совершенства.
Дело обстоит совсем наоборот: для того чтобы окончательно чему-то научиться, надо начать это преподавать.
Начиная преподавать, человек ищет наиболее эффективные способы объяснить материал и тем самым глубже осваивает его.

Ему приходится смотреть на него с разных точек зрения, в том числе с точки зрения своих учеников.

По сути, он оказывается в роли человека, которого бросили в воду, не научив толком плавать: теоретические знания у него есть, а практики пока не было.

Теперь он наконец начинает эти знания применять и понимать, какие из них эффективны, а какие – бесполезны.

В процессе преподавания человек открывает для себя новые грани той области, где до этого шел по дорожке, проторенной другими.

Именно поэтому на тренингах мы часто просим того или иного ученика стать помощником тренера – следить в процессе выполнения упражнений за другими участниками, указывать им на ошибки, давать рекомендации и т. п.

Да, при самостоятельной работе ошибки вероятны, а порой неизбежны.

Но они возможны и в том случае, если вы не берете на себя ответственность за процесс, а передоверяете его преподавателю/инструктору/педагогу.

Конечно, когда за вас будут ошибаться другие, вы сможете винить их в том, что опять не попали на бал своей мечты.
Но станете ли вы от этого счастливее?
Как лечить синдром

Синдром Золушки – заболевание устойчивое, но отнюдь не безнадежное.
При особенно тяжелых формах понадобится помощь специалиста, но можно пойти и путем самолечения.
Во-первых, начните хотя бы иногда говорить «нет» тем, кто пользуется вашей добротой.

Думайте, прежде чем соглашаться на чужие просьбы.

И учитесь фильтровать негативную реакцию, которая будет приходить в ответ на ваши отказы.
Поначалу бывает больно и трудно.
Непривычное слово «нет» жжет язык, вызывает чувство вины и ощущение «я – плохая/ плохой».

Это совсем нешуточная проблема: в нашем сознании с детства это ощущение вызывает к жизни страх отверженности.

Даже самые любящие родители, воспитывая ребенка, используют манипуляцию в духе: «Раз ты плохой – я с тобой не разговариваю!»

Ребенка наказывают лишением мультфильмов, сладкого, прогулки.

Но самое страшное, что ребенок постепенно понимает: быть плохим означает лишиться родительской любви.
А в детстве это почти равносильно смерти.
Вырасти из этого страха не всегда просто.
Если вы громко заявляете о себе этому миру, то шансов получить по носу у вас, конечно, больше, чем при скромном молчании.

Это суровая правда.

Однако и шансов получить желаемое при этом тоже больше.

Хотя бы потому, что феи должны слышать ваши мечты.
Это не означает, что нужно удариться в другую крайность и кричать о себе и своих желаниях на всех углах.

Просто каждый раз, когда вы чувствуете привычное стремление забиться в угол и промолчать, сначала оцените, откуда у него растут ноги.
Что в данный момент сковывает ваш язык: отсутствие необходимой компетенции, убеждение, что «высовываться нехорошо», желание подумать подольше или страх критики?

Во-вторых, повесьте у себя над рабочим местом фразу «Перфекционизм – это зло».

Перфекционизм не дает человеку открыть свое творчество/ деятельность миру до того, как оно станет идеальным.

– Я не буду петь на людях, пока не стану делать это безупречно!

– Я не рискну предложить свои услуги, пока не буду уверен в своем профессионализме!

– Я не повешу свои стихи в публичный доступ, пока не буду ими в полной мере доволен.
Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» отвечает на эти страхи емкой фразой:
«Чтобы стать художником, нужно сначала стать плохим художником».
И это относится ко всем сферам жизни.

Когда ребенок учится ходить, поначалу он спотыкается и падает.
Когда мы учимся читать, то сначала делаем это по складам.
Нам всегда вначале нужно пройти через стадию ошибок, промахов и неудачных попыток, прежде чем мы сможем хоть чему-то научиться.
Здесь некоторые товарищи возразят.

Мол, мы будем свои ошибки делать втихую, не вынося их на публику.
Но фишка в том, что, не получая обратную связь от мира, вы не будете развиваться.
Лучше сделать что-то несовершенное, чем не сделать ничего.
Потому что в первом случае будет шанс исправить это в будущем, а во втором… вы останетесь там, где были.
Процесс совершенствования бесконечен.
Человек с повышенной самокритичностью никогда не будет доволен своей квалификацией.
Поэтому лучше сразу отбросить иллюзию, что когда-нибудь вы достигнете той стадии развития, когда невидимый гуру похлопает вас по плечу и благословит: «Имеешь право!» Да, иногда нам везет с учителями, которые могут дать такую поддержку. Но даже их «разрешение» не вступит в силу, пока вы сами не разрешите себе быть тем, кем хотите.
В-третьих, позвольте себе хотя бы иногда смотреть на мир глазами ребенка.

На тренингах личностного роста часто дают практики, которые возвращают людей к детским ощущениям или переживаниям.

Я помню, как после одного такого процесса замкнутая и молчаливая Настя разразилась слезами, а затем потоком слов.

– Я много лет была уверена, что я – интроверт и что от этого все мои проблемы в общении с людьми!
Считала, что мне просто от природы трудно общаться и заводить друзей.
А сейчас вспомнила, какая была в детстве!
Когда я закончила первый класс, мы ездили с родителями на море.
Я запросто могла подойти к любому человеку и завести разговор.
Я знакомилась со всеми подряд – любого возраста!
Я могла задать любой вопрос или попросить научить меня плавать.
У меня вообще не было никаких барьеров!
При этом кто-то даже отмахивался от меня или не хотел знакомиться.
Но меня это не смущало!

«Будьте как дети!» – эту банальную фразу я много раз осмысливала по-новому в разных жизненных ситуациях. Сейчас я понимаю, что, когда искала работу в Москве, я вела себя, по сути, как ребенок.

Быть как ребенок – значит забыть о том, что ты знаешь слово «невозможно». Забыть о том, что «так не делают», «так не принято» и т. п.

Если анализировать сказку о Золушке глубже, то можно увидеть еще одну важную деталь. Замарашка никогда не станет принцессой, если не почувствует себя достойной носить корону. Даже осыпанная бриллиантами, она останется самозванкой и всю жизнь будет ощущать себя таковой.

Только когда Золушка сама признает свое право стать принцессой, она может принять тот вызов, который жизнь делает одновременно с любым блестящим предложением. И неважно, о чем идет речь: о руке и сердце принца или новой должности в компании мечты.

Задание:
Привычка к излишней скромности иногда превращается в синдром Золушки и становится губительной для нашей индивидуальности.

Золушки идут по пути наименьшего сопротивления, потому что:
‣ повторять одни и те же действия легче, чем менять жизнь;
‣ молчать всегда безопаснее, чем озвучить свои мысли;
‣ быть скромным куда проще, чем заявить о себе вслух.

ДЛЯ ТОГО ЧТО БЫ ВЫЛЕЧИТЬ СИНДРОМ ЗОЛУШКИ,НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ:

‣ начните хотя бы иногда говорить «нет» тем, кто пользуется вашей добротой;
‣ думайте, прежде чем соглашаться на чужие просьбы. Учитесь фильтровать ту негативную реакцию, которую будете получать в ответ на отказы;
‣ повесьте у себя над рабочим местом фразу «Перфекционизм – это зло»;
‣ позволяйте себе хотя бы иногда смотреть на мир глазами ребенка, у которого нет представлений об ограничениях.
Made on
Tilda