Тренинг центр Тамары Томиной
Синдром славной девушки
Или как стать самой собой?
Урок №4
Откуда берутся славные девушки?
Я закончила прошлый урок вопросом
«Почему стремление стать тем, кем ты не являешься, а также попытки скрыть некоторые вещи о себе могут показаться кому-то здравой идеей, если только не существует некой значительной непреодолимой причины? Почему люди не хотят быть теми, кем являются на самом деле?»
Для девочки превращение в сланую девушку – это способ справиться с ситуациями, в которых небезопасно или неприемлемо быть самой собой.
Только это может вынудить ребёнка или взрослого человека отказаться от собственного «Я» и попытаться стать кем-то другим.
Я убеждена, что во время взросления и становления, каждая славная девушка получала от своей семьи и окружающего мира своего рода «сообщения» о том, что быть самим собой - небезопасно, неприемлемо или нежелательно.
Но каким образом славные девушки получили эти сообщения, и почему эти сообщения так повлияли на них?
Приведенные ниже пункты представляют собой краткое обобщение механизмов того, как семья и общество превращают нормальных во всех отношениях девочек в женщин, стремящихся быть «хорошими», чтобы их любили.
Как справиться с тем, что тебя бросили?
С момента рождения до приблизительно пяти лет любой человек наиболее впечатлителен и восприимчив.
В течение этих первых нескольких лет на личность ребёнка наиболее сильное влияние оказывает его окружение.
Именно в течение данного периода времени начинают складываться его парадигмы.
В связи с тем,
что в это время на человека в большей степени оказывают влияние родители и другие близкие родственники, истоки возникновения Синдрома Славной девушки стоит начать искать именно здесь.

Приведу два существенных факта про детей, которые важно понимать.
Во-первых, когда ребёнок появляется на свет - он абсолютно беспомощен.
Он целиком и полностью зависит от окружающих в плане удовлетворения собственных потребностей. Поэтому, каждый ребёнок больше всего боится, что его бросят.
Для ребёнка это равносильно неминуемой смерти.
Во-вторых, дети эгоцентричны.
Во-вторых, дети эгоцентричны.
Это означает, что в глубине души каждый ребёнок убеждён в том, что он является центром вселенной, и всё крутится вокруг него. Дети считают себя причиной всего, что с ними происходит.
Два данных обстоятельства – страх оказаться брошенным и собственная эгоцентричность – оказывают огромное влияние на каждого ребёнка.
Каждый раз, когда ребёнку будет казаться, что его бросили, он будет считать, что сам виноват в этом.
К примеру:
Она голодна, и её не кормят.
Она плачет, и никто не берёт её на руки.
Её оставили одну, и никто не обращает на неё внимания.
Родители сердятся на неё
Родители не заботятся о ней
Родители требуют от неё невозможного.
Родители используют её, чтобы удовлетворить собственные потребности.
Родители ругают её
Родители бьют её
Она нежеланный ребёнок.
Родители покидают её на долгое время.
Поскольку каждый ребёнок рождается в несовершенном мире и несовершенной семье, каждый ребёнок в той или иной степени будет иногда ощущать себя одиноким или брошенным.
Хотя уверенность ребёнка в том, что он сам является причиной вышеуказанных болезненных происшествий, в действительности является ошибочной интерпретацией событий, дети просто не могут посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Токсический стыд

Случаи, когда ребёнок ощущал себя брошенным, и их наивные, эгоцентричные интерпретации формируют у некоторых детей младшего возраста уверенность в том, что быть самим собой – неприемлемо. Ребёнок решает, что с ним что-то не так, раз близкие люди не уделяют ему должного внимания. У него нет возможности понять, что проблема заключается не в нём, а в тех, кто должен был распознавать и удовлетворять его потребности.

Данная наивная, эгоцентричная интерпретация событий порождает психологическое состояние, называемое токсическим стыдом. Токсический стыд – это состояние, которое характеризуется уверенностью человека в том, что он является от рождения плохим, дефективным, «не таким как другие» или недостойным любви.

Токсический стыд – это не просто уверенность в том, что собственное поведение является ненормальным; это глубоко укоренившаяся убеждённость в собственной ненормальности.


Защитные механизмы

_______________________________________________
В результате того, что дети неверно интерпретируют недостаток внимания к собственным потребностям, они развивают защитные механизмы, которые должны помочь им:


* Справиться с физическим и эмоциональным страданием, вызванным тем, что их отвергли или бросили.

* Предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем.

* Скрыть свой приобретённый токсический стыд (или уверенность в собственной дефективности) от самого себя и окружающих.



Поскольку их проницательность, опытность и возможности ограничены, защитные механизмы, которые они развивают, зачастую являются неэффективными и иногда могут показаться очень странными.
Например, ребёнок, который чувствует себя одиноко, может плохо вести себя, чтобы точно привлечь внимание родителей, пусть даже и в отрицательном плане.
Хотя то, что ребёнок ведёт себя плохо, чтобы быть наказанным или вызвать недовольство родителей, может показаться странным, последствия такого поведения могут быть для ребёнка менее болезненными, нежели продолжительное ощущение отчужденности и одиночества.
Стремление быть «хорошей» - попытки стать той, кем окружающие, по мнению девочки, хотят её видеть, - просто один из множества возможных сценариев или стратегий, которые может выработать ребёнок, чтобы справиться с проявлением токсического стыда и недостатком внимания.
Задание:
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ -
1) были ли случаи когда вас оставляли одну дома, или не забирали из детского садика?
2) Ругались ли перед вами родители? Настраивали вас друг простив друга?
3) было ли такое , что мать и отец не обращали на вас внимание?
4) Били ли вас когда нибудь родители?
5) Оскорбляли и унижали?
6) Заставляли ли делать то, что маленькому ребенку не по силе, требовали ли от вас не возможного?

Made on
Tilda