Тренинг центр Тамары Томиной
Синдром славной девушки
Или как стать самой собой?
Урок №5
Когда я начала замечать в себе качества и черты, свойственные славной девушке, я и понятия не имела, откуда они взялись.
Мне казалось, что я выросла в довольно благополучной семье и прожила достаточно хорошую жизнь.
и тем не менее, они научились скрывать свои ошибки и старались стать теми, кем, по их мнению, окружающие хотели их видеть.
А это говорит о том, что в определённой мере условия их жизни в детстве всё же не были идеальными.
Приведу краткие биографии 3-х славных девушек: Ирину, Наташу и Ольгу.
Под влиянием усвоенного токсического стыда, каждая из них сформировала жизненную парадигму, которая предполагает поиск одобрения и стремление скрывать свои ошибки.
Наталья

Наталья - старшая из трёх детей, которых воспитала мать-одиночка.

Она гордилась тем, что никогда не доставляла своей матери даже сиюминутной головной боли.

В детстве, она достаточно хорошо училась и добилась определённого успеха в спорте. Она считала, что это не только выгодно отличает её от своих братьев и сестёр, но и заставляет мать гордиться ей.

Наташа первой в своей семье закончила университет , что послужило для неё ещё одним основанием считать себя особенной.
Отец Наташи – грубиян и алкоголик – бросил их семью, когда Наташе было семь лет.
В раннем возрасте, Наташа приняла решение стать диаметральной противоположностью своему отцу.
Наташа гордилась своей выдержкой, отзывчивостью и способностью держать эмоции под контролем.
Она старалась никогда не вести себя так же агрессивно и грубо, как отец. Она был активным участником и лидером общества христианской молодежи в Москве , и никогда не употребляла алкоголь или наркотики, будучи подростком.
Мать наташи – христианский фундаменталист.
Она воспитала дочь в традициях секты, которая проповедовала наличие бесов и адского пламени. В результате Наташа стала считать некоторые свои совершенно нормальные импульсы, мысли и поступки «грешными».

Несмотря на то, что она всегда усердно старалась быть хорошей христианкой, она жила в постоянном страхе оступиться и вечно гореть в геене огненной.

Наташа считала свою мать святой.
Она всё делала для своих детей
Она всегда была готова выслушать, не осуждая человека. Нередко они с Наташей обсуждали «плохие» поступки, которые совершал её папа.

Мать Наташи неоднократно говорила ей, что хотела бы, чтобы её дети выросли непохожими на своего отца. Она хотела, чтобы они выросли отзывчивыми, миролюбивыми людьми, и относились к людям с должным уважением. Будучи уже взрослым человеком, Наташа продолжала достаточно близко общаться со своей мамой и делала всё возможное, чтобы облегчить её жизнь.

Ирина
Несмотря на то, что она описывала своё детство как «идеальное», на самом деле её родители использовали своих детей для удовлетворения собственных потребностей.
Ирина считала своих родителей «идеальными».
Она описывала их как строгих и чрезвычайно заботливых людей.
Она призналась, что её постоянно опекали, не обсуждали с ней вопросы, связанные с сексуальностью человека, и согласилась с тем, что возможно родители подавляли и ограничивали её.
Отец Ирины директивно управлял своей семьёй.
Ирина рассказывала, что отец до сих пор пытается контролировать её жизнь. Ирина работала мануальным терапевтом в фирме у своего отца, который говорил Ирине, какой дом нужно купить, какую машину водить, куда ходить отдыхать.
Свою мать Ирина описала
как «чудесную, ласковую женщину».
Она рассказала, что она всегда проводила много времени с детьми. Поскольку у неё не было друзей, она обращалась к своим детям, когда хотела поговорить или получить подтверждение собственной значимости.
Ирина не могла припомнить, чтобы её родители выказывали друг другу много страсти. Она не могла представить, что они занимаются сексом, и недоумевала, каким образом они умудрились завести троих детей.
Несмотря на то, что родители много времени проводили с детьми, Ирина не могла припомнить, чтобы они куда-то выбирались или ездили отдыхать вдвоём.
Будучи взрослой, Ирина старалась соответствовать идеальному образу, созданному её родителями. Вся её жизнь была нацелена на то, чтобы выглядеть безупречно: казаться хорошей женой, хорошей матерью, хорошей служащей в офисе.
Несмотря на все усилия, она всегда ощущала себя неполноценной и дефективной по сравнению со своими родителями.
Ольга
Ольга - успешный бизнес-консультант, которая избегала близких отношений.
Ольга получила хорошее образование и напряженно трудилась на перспективной работе.

Она активно занималась спортом и во время отпуска планировала провести продолжительное путешествие на велосипеде или совершить восхождение на гору.
Ольга подавляла свой гнев и старалась говорить людям только хорошие вещи.

Он признавался, что им легко манипулировать, а также говорил, что на любое его решение огромное влияние оказывала возможность «признания».
Ирину привлекали несамостоятельные мужчины. Она отметила, что её, похоже, привлекали жертвы инцеста. Она продолжала встречаться со своим текущем парнем только потому, что была обеспокоена его финансовым положением. Она боялась, что он не переживёт разрыва.
Ольга открыто признавала, что вырола в проблемной семье.
Она была второй из семи детей в социально неблагополучной семье. В 14 она играла роль матери для своих младших братьев и сестёр. Ольга рассказала, что в его семье царили хаос и неразбериха, от которых она хотела защитить своих братьев и сестёр.
Ольга описывала своего отца как гневного, авторитарного и грубого. Отец вёл себя вспыльчиво и пренебрежительно с мальчиками и вёл себя развязно сексуально с девочками.

У матери Ольги был маниакально-депрессивный психоз .
У неё бывали большие перепады настроения, она плохо себя чувствовала во время приёма лекарств.
Когда она пребывала в маниакальном состоянии, то могла вычистить дом буквально до блеска, много говорила о политиках и знаменитостях и вступала в деструктивные сексуальные отношения.
Когда начинался депрессивный период, в доме закрывались все окна, он приходил в запустение, а она угрожала убить себя.
Когда Ольге было 15, она взломала запертую дверь и буквально вырвала заряженный дробовик из рук своей матери.
Она грозилась убить себя. Прочие дети просто оцепенели от ужаса. И подобное нередко приключалось во время детства и юности Ольги.

Ольга всю свою жизнь упорно трудилась, чтобы жить лучше, чем её родные.
Члены семьи буквально боготворили её. Она был тем, к кому все обращались, чтобы разрешить какую-либо проблему. Её роль в качестве члена семьи состояла в устранении хаоса.
Её работа в качестве бизнес-консультанта заключалась в устранении хаоса.
Её роль в отношениях заключалась в устранении хаоса.
Жизненный сценарий Ольги требовал хаоса, поскольку без хаоса она бы осталась бы без работы.
Ольга называла свой врожденный интеллект, своё отношение к труду и способность преодолевать трудности «Даром Божьим».

Именно эти качества, как она полагала, позволили ей избежать неблагополучной судьбы своих родителей и добиться чего-то в жизни. Она была убеждена, что без этого, ей пришлось бы разделить судьбу своих родных.

Примечательные факты о детях
Несмотря на то, что у Наташи, Ирины и Ольги были разные детства, каждая из них в итоге сформировала одну и ту же стратегию в жизни.
Каждая из них, тем или иным способом, усвоила убеждение в том, что с ней не всё в порядке, и, чтобы выжить, необходимо стать кем-то другим.
Чтобы связать данные случаи воедино и понять, как разные условия жизни в детстве могли привести к тому, что три разных человека сформировали очень схожие жизненные парадигмы, будет полезно вспомнить некоторые принципы развития ребёнка, которые были ранее приведены в уроках:
Когда ребёнок появляется на свет – он абсолютно беспомощен.

Самый большой страх ребёнка состоит в том, что его бросят.

Каждый ребёнок эгоцентричен.

Каждый ребёнок в той или иной степени иногда испытывает недостаток внимания – его потребности не удовлетворяются вовремя и должным образом.

Каждый раз, когда ребёнку не уделяют должного внимания, он будет считать, что сам виноват в этом.

Такая наивная интерпретация событий может породить токсический стыд – глубокую убеждённость в собственной «дефективности».

Дети развивают защитные механизмы, стремясь справиться с недостатком внимания, предотвратить подобные события в будущем и попытаться скрыть свою «дефектность» от самих себя и окружающих.

Суть данных защитных механизмов отражает природную детскую беспомощность и наивное отношение ребёнка к себе и окружающему миру.

Превращение нормальной девочки в славную девушку в основном проходит в три этапа: недостаток внимания, интернализация токсического стыда и создание защитных механизмов.
Задание:
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ -
1) какими были ваши родители и их отношение между собой?
2) Как относился к вам отец?
3) Как относилась к вам мать?
4) Вашу душу ограничивали в развитии, делали все за вас? Подавляли ваши желания?
5) Или было полное равнодушие к вашей жизни? Где то жестокое, и чрезмерно грубое?

Made on
Tilda